• Традиционные национальные праздники, как ничто лучше, могут красочно рассказать о характере, культуре и особенностях разных народов. Ведь даже территория, на которой проживает народ, придает праздникам свой свойственный колорит. А какие же они, карельские традиционные праздники?

     

    Жители Карелии издавна очень любили отмечать праздники. Определяя праздничные дни в череде будней, крещеные много веков назад карелы целиком ориентировались на православный календарь. Большая часть праздников и гуляний проводилась в периоды, когда жителям поселений не приходилось заниматься сельскохозяйственными работами. Самыми важными праздниками считались Михайлов день, Рождество, Пасха и Иванов день. Также в каждом посёлке крестьяне праздновали день покровителя села, которым обычно являлся один из православных святых. Во время народных гуляний нередко вспоминали умерших или сватались.

     

    Сегодня в Карелии праздники по-прежнему любят, и особенно любят их создавать. Так, в декабре 2014 жители и гости Петрозаводская смогли стать участниками нового уникального для Карелии проекта «Карельское Рождество». Карельские народные традиции празднования Нового года и Рождества легли в основу массовых праздничных гуляний, которые проходили в самый разгар главных зимних праздников. Интересно, что в Карелии возродился и свой праздничный рождественский персонаж – Дух Рождества Сюндю. Седовласый старичок Сюндю может даже посоперничать с уже привычным русским героем Нового года Дедом Морозом и финским Санта Клаусом. Пожалуй, лучше всего самим побывать на Карельском Рождестве и увидеть все своими глазами.

    Читать далее
  • Рождество у карел представляло собой праздник начала года, при этом в нем переплетались древние дохристианские представления с христианским смыслом этого праздника. Его основным названием было “сюндю”(“syndy”), что означает рождение. Днем рождения (synnynpäivä) считался Сочельник - день под Рождество. Под именем Сюндю подразумевался и Спаситель (Христос) и мифическое существо.

     

    По поверьям, рождественская история Сюндю связана с рождественскими святками. Именно святочное время от Рождества до Крещения считалось особенным для карел. Это было самое сакральное, наполненное магическими обрядами время года, когда по народным верованиям вся нечистая сила получала свободу и могла беспрепятственно передвигаться по земле. Специально для умерших предков разводились костры, чтобы они могли прийти погреться у их огня, а потом в трудную минуту помочь живущим.

     

    У южных карел святочное двеннадцатидневье называлось сюннюнмуа или сюннюннайгу, что означает «земля Сюндю» или «время Сюндю». С одной стороны, это время безудержного веселья, с другой, оно окружено многочисленными строжайшими запретами: нельзя мыть полы, стирать, выливать на улицу грязную воду, пилить дрова, выносить мусор и золу, чтобы не запачкать дорогу Сюндю, которого южные карелы очень уважали и почитали. Они обращались к нему за покровительством и пророчеством. По поверьям Дух Сюндю спускался на землю в ночь перед Рождеством и уходил на небо накануне Крещения. В это время карелы устраивали таинственные ритуалы, обряды и гадания — так они стремились узнать всё, что их ожидает в новом году. Считалось, что, пребывая на земле, Сюндю приносил удачу и очищал людей от всего плохого, а, уходя на небо, вселял надежду, дарил спокойствие и хорошее настроение.

     

    На  Рождество, после службы в церкви, дети ходили из дома в дом  “славить Христа” и пели колядки. Их же гостеприимные хозяева угощали  рождественским блином и даже одаривали деньгами. Блины и сканцы - “кокой” -  с пшеном или творогом были обязательными рождественскими угощениями. Сканец, а в некоторых местностях небольшой ржаной хлебец, клали под образа, где он лежал до весны, до начала сева овса, когда его брали с собой на поле, а потом скармливали скотине. После  Рождества начинался период зимних святок, когда молодежь начинала активно общаться между собой и ходила по домам ряжеными.

    Читать далее
  • Зимние святки – время активного общения карельской холостой молодежи. В святки старшее поколение посещало церковные службы, а молодежь и дети ходили «славить Христа» по дворам, устраивали различные гадания, предсказывающие будущее. После Рождества начинали обходы дворов ряжеными - хухлякаками, самокрутками, смутами и др. Ряженые – хухлякат – ходили по дворам, пели, плясали, изображали различные сценки. Их угощали чаем, давали угощение с собой, а потом они съедали его все вместе. Среди ряженых можно было видеть “нищих”, “калек”; мужчины одевали женскую одежду, а женщины - мужскую. Ряженые одевали маски как самодельные, так и купленные в городе. Молодые могли наряжаться как в чистые образы невесты и жениха, рыбака, лесоруба, так и в нечистые – черта или покойника. 

     

    На севере Карелии известен довольно интересный обычай “кормить” сшитую из кожи голову козы караваями из свежеиспеченного хлеба. Хлеб ряженые складывали в мешок и скармливали впоследствии скоту.

     

    В домах ряженые, не открывая лиц, плясали кадриль под аккомпанемент гармошки или балалайки, а также без сопровождения. В северных районах Карелии ряженые танцевали молча, а в это время хозяева и гости старались их узнать. Ряженого нельзя было трогать, приподнимать “фату”. За любопытство следовало наказание палкой. В южных районах ряженые танцевали и пели, а хозяева старались отгадать человека по голосу.

     

    В святки девушки охотно гадали: ходили “слушать Сюндю” у проруби, на перекрестке дорог, на полях у риг или амбаров, под окнами  домов у хлевов и в других местах; гадали на углях от лучин. В гаданиях преобладала брачная тематика – очень уж хотелось молодым карельским девушкам узнать, кто же предначертан им судьбой. 

     

    Вообще, весь святочный период был временем гадания о будущем - видах на урожай нового года, предстоящие свадьбы, дальние дороги, болезни и т.д. Считалось, что изобилие еды на Рождество предвещает хороший урожай. Существовали магические приемы, которые должны были принести и приплод скота. Так, корове, чтобы она приносила телочек, скармливали первый рождественский блин. В Олонецкой губернии пекли специальное рождественское печенье в виде “уточек”, “оленей” и прятали их над воротами во двор: это должно было обеспечить хороший приплод скота и приучать скот самому приходить летом во двор.

    Читать далее
  • Как только зимний период подходил к концу, карелы активно начинали готовиться к празднованию Масленицы и встрече весны. Масленицу карелы любили и праздновали широко. Повсеместно устраивали масленичные народные гуляния и катания на лошадях по деревням, а сани при этом ярко украшали разноцветными лентами и звонкими бубенцами. Девушки пели народные протяжные песни. Любимой забавой праздника становились массовые катания с гор на санях и дровнях.

     

    Масленицу отмечали обрядовым печением блинов. По возможности готовили и другие праздничные блюда: стол должен был быть богатым, чтобы таким оставался и в будущем.

     

    После Масленицы наступали семь недель Великого поста. Особенно строго соблюдался пост в Страстную Неделю и Страстную Пятницу.

     

    Приближение весны, достаточно поздней в Карелии, особенно в северных районах, было временем, когда внимательно следили за различными признаками ее приближения. Крестьяне внимательно следили за приметами наступления теплого периода. Одним из них было появление перелетных птиц. Первым, как и положено, появлялся жаворонок, затем кулик, о котором говорили, что он прилетел “толкать льды”. Затем появлялись ласточки, лебеди и гуси. Существовало своеобразное поверье, что эти птицы могли причинить вред, сглазить человека и, поэтому, следовало принимать меры предосторожности. Оберегом в этом случае служили хлеб и соль. Существовало и другое поверье, возвращаясь с улицы в избу, мать давала ребенку какой-нибудь хлеб или щепотку “заговоренной” соли, чтобы уберечь его от порчи, если сама она услышала крик птицы натощак. Интересно, что такой обычай был известен и соседям карелов – финнам.

    Читать далее
  • Карельские праздники
  • Рождество (Rostuo)
  • Зимние святки (Sunduma)
  • Mасленица (Рyhänlasku)