Александровский завод

Начавшаяся в 1768 году русско-турецкая война побудила правительство Екатерины II вновь обратить внимание на Олонецкий горнопромышленный район. В 1773-1774 годах на реке Лососинке, несколько выше старого Петровского завода, под руководством знатока горного дела бергмейстера А. С. Ярцова было осуществлено строительство нового крупного предприятия ‒ Александровского пушечного завода. Это был один из наиболее технически оснащенных заводов России конца XVIII ‒ начала XIX веков, он снабжал своими орудиями флот и крепостную артиллерию России.

Интересно, что кроме пушек, на нем производили художественное литье, посуду, меры веса, на которые во избежание подделок ставился «секретный штемпель». Здесь изготавливали паровые машины для Петербургского монетного двора и Воицкого рудника. В 1788 году на территории предприятия была сооружена первая в России заводская рельсовая дорога длиною 160 метров. Сегодня образцы продукции Александровского завода можно увидеть в экспозиции Национального музея Республики Карелия.

Строительство Александровского завода дало толчок дальнейшему развитию слободы. Для размещения заводской администрации в 1775 году к северо-западу от завода были возведены шесть отдельно стоящих двухэтажных зданий и два флигеля. Они образовали площадь, получившую название Полуциркульной (ныне пл. Ленина), которая и стала центром нового поселения. Петровскую слободу с новым центром соединила Нагорная линия ‒ старейшая улица города, ныне проспект Карла Маркса.

В 1777 году Указом Екатерины II Петровская слобода была возведена в ранг города под названием Петрозаводск в составе Новгородской губернии.

  • Екатерина II
  • Александровский завод. 1916. Фото С. М. Прокудина-Горского
  • Александровский завод. Фото начала ХХ века
  • Территория Александровского завода. Фото начала ХХ века