Приглашаем на открытие выставки «МОРОК. ВИЗУАЛЬНЫЙ РОМАН»


Морок. Визуальный роман
в рамках программы «Проект Сумерки»

Организаторы: Центр национальных культур и народного творчества РК при поддержке Министерства культуры РК
Время: 28 июня – 31 августа 2019
Открытие: 28 июня (пятница) 2019 в 17.00
Место: медиа-центр «Vыход», г. Петрозаводск, пр. К. Маркса, 14
Режим работы: 12.00–19.00
воскресенье, понедельник – выходной
Телефон: (814 2) 76 14 41 / e-mail: exit@museums.karelia.ru
https://vk.com/komart_club
https://vk.com/horrormorok

28 июня в медиа-центре открывается выставка, являющаяся первым событием новой культурной программы медиа-центра «Vыход» – «Проекта Сумерки».  Выставка представляет творческую команду из четырёх молодых карельских авторов: Льва Ставицкого (художника), Марии Смирновой (сценариста, фотографа), Дарьи Ставицкой (композитора, музыканта), Сергея Антонова (программиста) и их творческий продукт – компьютерную игру в жанре визуального романа «Морок».

Статья в Википедии характеризует «визуальный роман» как нечто близкое комиксу (совмещение изображения и текста), анимационному фильму (сценарий, движущееся изображение), игре (возможность активного зрительского участия). Всё вышеперечисленное предполагает «привязку» такого романа к мобильному устройству зрителя-участника. Это обстоятельство, а также само наличие в Википедии подробной справки говорит о том, что на «визуальный роман» есть спрос, а значит – есть понятные производителю и потребителю правила, стандарты формы и содержания, клише. На мой взгляд, то, что мы видим в визуальном романе «Морок», достаточно далеко от всяких стандартов.

В первую очередь здесь видится графическая история, направляемая текстом Марии Смирновой и сопровождаемая саундтреком Дарьи Ставицкой в стиле электронного минимала в духе неоклассик, наполненным теплотой и хорошим вкусом, при том, что главным элементом зрительского «приключения» является графика Льва Ставицкого. Именно она, структура ее существования – статика рисованного листа, элементы анимационной динамики, а также незаёмный авторский язык, лишенный популярной «бабблгамности» – создают ощущение необычности.

Графика, местами плотно текстурная, местами живо-набросочная, линейная, в соединении с текстами, появляющимися в кадре, и музыкальной дорожкой вступают в игру со временем зрительского восприятия. У каждой составляющей «Морока» время как будто своё, отличное от других.  С одной стороны, это недостаток сведЕния (первый авторский опыт), с другой стороны, это создает эффект сбивчивого рассказа участника события, при попытке комментария рассказа как бы «со стороны», другим голосом.

Настроение, атмосфера фотографий Марии Смирновой, также вошедших в экспозицию, играют важную роль в первом показе «Проекта Сумерки», вступая в резонанс с интонацией представленной компьютерной игры. Фотографии сумеречных пейзажей – как будто документ путешествия, поиска места события, места, где приключился этот «Морок». Ведь где-то здесь всё и было… Было да сплыло…А теперь нет ничего… Осталась атмосфера.

На мой взгляд, авторам, может быть отчасти неожиданно для них самих, удалось попасть в очень необычное отношение формы и содержания, которое делает их работу «галерейной», уместной для демонстрации в выставочном пространстве. Именно оно даёт зрителю возможность разностороннего подхода к восприятию этой необычной, удачной художественной работы.

Артём Стародубцев, художник